antizioni: (Default)
antizioni ([personal profile] antizioni) wrote2009-11-28 06:30 pm

Соловьи разбойники на страже еврейских рубежей

После операции "Хирам" в 1948 году, под властью еврейского правительства оказалось около 13 000 друзов, проживающих в восемнадцати деревнях. Между армией и ближневосточным кправленим МИДа возник спор, на тему как поступить с оружием, которое находилось в руках у этих друзов. Армия настаивала на необходимости изъятия оружия, а в МИДе опасались, что подобная акция может отрицательно сказаться на лояльности разоружаемых. Заместитель заведующего ближневосточного управления МИДа предложил вариант при котором разоружение начнется с друзов проживающих в окрестностях Хайфы, в районе Кармеля и в Шфараме, а затем, если все сложится хорошо, можно будет продолжить и разоружить остальных. При этом, в каждой из деревень, как считал Шимони, необходимо было оставить некоторое количество оружия.

Политическое управление при МИДе, тоже проявило инициативу и предложила назначить при военной администрации офицера по политическим вопросам, который занимался бы проблемой регулирования отношений с населением занятых территоррий, с учетом всей его разобщенности и разнообразности.
Бен Гурион приказал ек изымать оружие друзов и черкесов: "они не отдадут оружие добровольно, а значит придется применять силу, что нежелательно". Он посчитал нужным вместо конфискации выдать всем желающим среди друзов и черкесов разрешения на имеющееся у них оружие. Вопросы политического регулирования Бен Гурион передал Абе Хуши - руководителю арабского отдела профсоюза (Гистадрут). Аба стал советником военной администрации по вопросам создания школ, назначения мухтаров (старост) деревень, а так же в вопросе юридической автономной системы.

В конце декабря 1948-го года в Галилее стали происходить многочисленные грабежи на христианские и мусульманские арабские деревни. Местные жители стали жаловаться, что друзы используют полученное от армии привелигерованное положение для демонстрации превосходства над христианами и арабами вообще. В то же время сами друзские деревнни так же часто становились жертвами грабежей и бандитских налетов, со стороны просачивающихся через ливанскую границу банд. Хотя у некоторых представителей военной администрации, да и у старейшин общин, были подозрения, что эти нападения инсценируются самими жителями, просто чтобы подтвердить необходимость сохранения оружия у друзов.

Создание отдельного галилейского управления военной администраци затягивалось. Военный губернатор Нацерета Элиша Сульц постоянно жаловался на нехватку средств, людей, помещений и всего чего вообще могло не хватать. Несколько месяцев после окончания операции Хирам, когда так и не удалось создать представительство в Мааре и в Цфате, Сульц заявил что не в состояни управлять деревнязми моронскими и друзскими деревнями захваченными на юге Ливана и предложил либо создать все же отдельное военное управление, либо "выселить всех арабов с занятых территоррий и в дальнейшем стрелять в любого араба, который покажется в округе". Бен гурион выбрал первое и назеачил на пост руководителя военной администраци Эмануэля Марковского. Пред ним было поставлено две задачи: предотвратить просачивание арабов в Галилею, на занятую евреями территорию и предотвратить усиление влияния коммунистов (МАПАМ) на арабское население.
На тот момент под контролем пехотной бригады "Кармели" находилось одиннадцать деревень в южном Ливане. Однако правление было чрезвычайно слабым, фактически ограничилось регистрацией населения в занятых деревнях. Патрулирование совершалось только несколько раз в месяц и районы Галилеи были открыты для контрабандистов, разбойников и прочих. Йошуа Пальмон, глава управления по делам арабов при МИДе предложил мобилизовать часть друзов, черкесов и маронов из числа ливанцев, оказавшихся на захваченных территориях, вооружить их и предложить им быть защитным проясом между Ливаном и Галилеей. Предполагалось, что в качестве поощрения им будет разрешено грабить контрабандистов и продавать награбленное. Несмотря на возражения Марковского Бен Гурион могласился на эту идею.
При полку нацменьшинств, под коммандованем Тувии Лишанского был содан отряд ливанских добровольцев "мобилизованных на не рулярной основе" (отряд назывался גב"ס- גיוס בלתי סדירים). От Аврми обороны они полкчали только английскую винтовку и армейские ботинки. Им было позволено грабить контрабандистов, перепродавать награбленное, но при этом они дожны были сдавать денги руководству полка, которое из этих денег выплачивало им зарплату и обеспечивало другие их нужды. От желающих служить в этом отряде не было отбоя. Но на службу принимались те, кто сам был из бывших контрабандистов, а значит хорошо знал дороги и местность в целом. Всего было три отряда таких соловьев-разбойников, каждый из которых состоял из десяти человек (по плану Пальмона их должно было быть три по семь, но Бен Гурион записал "тридцать".
Отряд просуществовал до начала пятидесятых годов, а ветераны его, которые не смогли по понятным причинам вернуться в Ливан, доживают свои дни в Джулисе и Далье...

[identity profile] mar-shim.livejournal.com 2009-11-28 05:47 pm (UTC)(link)
а) МАПАМ и коммунисты - это разные партии (да и идеология не идентична)
б) Не очень понятно - речь о друзах в Галилее или в Ливане?
г) Источник?

[identity profile] antizioni.livejournal.com 2009-11-28 06:15 pm (UTC)(link)
а) ну собственно идеологически - МАПАМ во всем коммунисты, за исключением отношения к сионистскому движению. Поэтому, БГ называл их коммунистами, было дело.
б) ливанцы
г)יואב גלבר, קוממות ונכבה